МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Меню сайта
Контакты
prof_apk@bk.ru
Поиск

Полезные ссылки










Мы в социальных сетях
Государственные услуги


Мы - вместе! Не хватает только тебя!
ВСТУПАЙ В ПРОФСОЮЗ!











    Актуально

    Статья из газеты «Солидарность» № 9, 06.03 -13.03.2013

    «ПРИВАТИЗАЦИЯ ВМЕСТО ВЫСЕЛЕНИЯ»
    Профсоюз помог жильцам бывших общежитий добиться права на приватизацию своего жилья

    Более 40 работников ОАО “Кондитерский концерн “Бабаевский” и ОАО “Рот Фронт” стали законными собственниками своих квартир в общежитиях, ранее принадлежавших предприятиям. Помочь людям смог горком профсоюза работников АПК. О том, как это удалось, “Солидарности” рассказала главный специалист МГК профсоюза по социальным вопросам Алла Шеланкова.

    ДОМА-ПРИЗРАКИ

    Многочисленные обращения к властям, митинги протеста и даже силовое сопротивление выселению... К каким только мерам ни прибегали жители многочисленных рабочих общежитий в разных городах России, защищая свое право на крышу над головой. Ведь для многих из них эта комната или квартира в общежитии была единственным жильем. К сожалению, стать законными собственниками или заключить договор социального найма удалось далеко не всем.

    В такой же ситуации оказались и работники двух кондитерских фабрик Москвы - ОАО “Кондитерский концерн “Бабаевский” и ОАО “Рот Фронт”, живущие в домах, в которых более 30 лет назад были организованы общежития. Здания должны были быть переданы Департаменту жилищной политики и жилищного фонда Москвы, и люди попытались узаконить свое проживание в них. Но многочисленные обращения в департамент результатов не дали. Оказалось, что чиновники просто не имеют представления о таких жилищных объектах столицы. Мол, данное общежитие собственностью города не является, а значит, и не может город передать квартиры в собственность жильцам. Да и вообще, по утверждению чиновников, “согласно статье 4 закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” от 04.07.1991 г. за № 1541-1 жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации”.

    Получался замкнутый круг: физически есть дома и квартиры, в которых работники фабрик прожили не один десяток лет, однако, по мнению чиновников, наличие этого жилья, так сказать в реале, не подтверждается. Выход был найден с помощью Московского горкома профсоюза работников АПК, где кроме юристов-“трудовиков” работают и специалисты по социальным вопросам.

    ЗАКОНЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

    - Решением жилищных вопросов мы занимаемся уже много лет и занимались еще до изменений в стране в 1990-х годах, - рассказывает главный специалист МГК профсоюза по социальным вопросам Алла Шеланкова. - Именно тогда мы начали проводить прием по личным вопросам для членов профсоюза прямо на предприятиях. Сейчас возникают другие, но не менее существенные для людей проблемы. Поэтому мы проводим бесплатные консультации, составляем исковые заявления и представляем в суде интересы членов нашего профсоюза.

    По словам Аллы Петровны, именно на такой прием пришли и некоторые из жителей фабричных общежитий. Ситуации у всех схожи: люди работают на предприятиях не один десяток лет, проживают и зарегистрированы в квартирах общежития столько же, не имеют другого жилья и задолженности по оплате ЖКУ. Квартиры им были предоставлены решением совместного заседания представителя администрации и профкома фабрик и до 1991 года находились на балансе фабрик как общежития. Все их жильцы получили в Департаменте жилищной политики отказ в оформлении договоров социального найма на занимаемую площадь.

    - Мы знали, что добиться права собственности на жилище возможно, но только путем обращения в суд. Первым делом мы составили исковые заявления, - говорит Шеланкова. - Дело в том, что департамент, мотивируя отказ, выдвигал два существенных аргумента. Первый - что бывшие фабричные общежития не являются муниципальной собственностью. И второй - что квартиры в общежитиях приватизации не подлежат. Мы сумели доказать в суде несостоятельность этих доводов.

    Начнем с принадлежности зданий общежитий к муниципальной собственности. Как пояснила Алла Шеланкова, согласно п. 2 постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 (“А”-справка, п. 1), объекты госсобственности, в том числе жилищного фонда, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. А значит, в силу прямого указания закона здание общежития объектом муниципальной собственности все же является. Это подтверждает и другой документ. А именно - Указ президента РФ от 10.01.1993 № 8 (“А”-справка, п. 2).

    - Есть еще несколько документов, согласно которым здания общежитий еще в середине 1990-х годов должны были стать муниципальной собственностью, - продолжает Шеланкова. - Это Госпрограмма приватизации государственных и муниципальных предприятий и соответствующее постановление правительства РФ (“А”-справка, п.п. 3, 4). Кроме того, эти здания перешли в муниципальную собственность по постановлению правительства Москвы от 25.10.1994 “О мерах, направленных на совершенствование использования общежитий”. Но, несмотря на обилие подтверждений со стороны закона, право муниципальной собственности на дома не оформлено до сих пор. Понятно, что не по вине жильцов, а исключительно из-за бездействия жилищных органов.

    Кстати, принадлежностью зданий бывших общежитий к муниципальной собственности опровергается и второй аргумент департамента. Мол, общежития приватизировать нельзя.

    - Действительно, законом, на который ссылались в своих ответах специалисты департамента, приватизация квартир в общежитиях не предусматривалась, - продолжает Алла Петровна. - Однако на основании вышеперечисленных документов эти дома при передаче в муниципальную собственность утратили статус общежитий. А значит, к квартирам в них применяется тот же правовой режим, что и для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

    Алла Шеланкова пояснила, что статус общежития эти дома утрачивают после вступления в силу закона “О введении в действие Жилищного кодекса РФ”. И люди, проживавшие в них до вступления в силу данного закона, то есть до 22.01.2005, не могут быть выселены без предоставления другого жилья (“А”-справка, п. 5). И теперь ст. 4 закона РФ “О приватизации жилищного фонда в РФ”, на которую ссылались чиновники департамента, к жильцам бывших общежитий уже не относится: они могут стать собственниками квартир на основании ст. 2 того же закона.

    И РЕЗУЛЬТАТ

    - Я представляла в суде интересы более пятидесяти жителей бывших фабричных общежитий. Конечно, у наших подзащитных не было договоров социального найма, дома не числились в муниципальной собственности, но суд встал на нашу сторону. Пока мы выиграли 49 процессов, - резюмирует Шеланкова. - Мы не просили заключать договор социального найма, мы просили признать право собственности в порядке приватизации, которое людям не давали осуществить 20 лет, хотя были законные основания для этого!

    Признав правоту аргументов специалистов МГК профсоюза, суд решил, что невыполнение чиновниками своих обусловленных законами обязанностей - это не причина для отказа в праве жителей на приватизацию жилья. Люди имеют право его приватизировать. Ведь фактически они проживают на условиях договора социального найма, не имеют другого жилья и ранее в приватизации не участвовали.

    - Я знаю, что с подобными проблемами сталкиваются многие проживающие в бывших общежитиях своих предприятий. Конечно, я могу представлять в суде интересы только работников столицы, являющихся членами нашего профсоюза. Но готова помочь консультацией всем, кто нуждается в решении данной проблемы, - пообещала в завершение разговора Алла Шеланкова.

    ОТ РЕДАКЦИИ: Доказательную базу, с помощью которой Московский горком профсоюза работников АПК сумел добиться восстановления права работников на приватизацию их жилья в бывших общежитиях, мы постарались изложить подробно. Как алгоритм решения подобных проблем. Ведь нормы закона, президентские указы и постановления правительства РФ действуют на всей территории страны. Надеемся, что этот опыт станет полезным в работе профсоюзных юристов.

    “А”-СПРАВКА

    1. Пункт 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 “О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” гласит, что объекты госсобственности, указанные в приложении № 3 к указанному постановлению (в которое, в частности, включены объекты жилищного фонда), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

    2. Пунктом 1 Указа президента РФ от 10.01.1993 № 8 “Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий” установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные жилищные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

    3. Пункт 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий (утв. Указом президента РФ № 2284 от 24.12.1993, в ред., действовавшей до 28.03.2003). Если в уставный капитал приватизируемого предприятия не включены объекты социально-бытовой сферы, жилищного фонда и предусмотрена их передача в муниципальную собственность, соответствующие органы местного самоуправления обязаны в срок не более шести месяцев со дня утверждения плана приватизации принять их на баланс и заключить договоры с предприятиями по содержанию указанных объектов.

    4. Постановлением Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность” определен порядок передачи с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию таких объектов. Согласно п. 3 этого постановления, утверждение плана приватизации (изменений, вносимых в план) является решением о передаче жилищного фонда в муниципальную собственность.

    5. Согласно ст. 7 ФЗ № 189 от 24.12.2004 (вступил в силу 22.01.2005) “О введении в действие Жилищного кодекса РФ”, по отношению к жилым помещениям, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, использовались как общежития и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Согласно ст. 13 этого закона граждане, проживающие в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления другого жилья.

    Вернуться

Зачем нужен профсоюз?

 
Copyright Территориальный Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса города Москвы©